Меню

Третья прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области

Третья прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области разъясняет:
Преступность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий

Преступность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий до сих пор является мало изученным явлением незаконной деятельности, которое сегодня зачастую существует в единстве с уже хорошо известными обществу преступлениями, такими как мошенничество, торговля наркотическими веществами, терроризм и т.д.

Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации предусмотрена главой 28 УК РФ, содержащей четыре статьи.
В приведённом тексте предлагается рассмотреть смысл содержания
ст. 273 УК РФ.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность

за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации (ст. 273 УК РФ) – так называемые компьютерные вирусы: черви, троянские кони, кейлоггеры, руткиты и др.

Объективная сторона преступления может включать в себя действия, состоящие: а) в создании программ, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств ее защиты; б) в распространении таких программ или машинных носителей с такими программами; в) в использовании таких программ или машинных носителей с ними. Для квалификации деяния по ст. 273 УК РФ достаточно выполнить хотя бы одно из перечисленных выше действий.

Создание программ представляет собой деятельность, направленную на разработку, подготовку программ, способных по своему функционалу несанкционированно уничтожать, блокировать, модифицировать, копировать компьютерную информацию или нейтрализовать средства защиты компьютерной информации.

Под распространением таких программ понимается предоставление доступа к ним любому постороннему лицу любым из возможных способов, включая продажу, прокат, бесплатную рассылку по электронной сети, то есть любые действия по предоставлению доступа к программе сетевым или иным способом.

Использование программы – это работа с программой, применение ее по назначению и иные действия по введению ее в хозяйственный оборот в изначальной или модифицированной форме. Под использованием вредоносных программ понимается их применение (любым лицом), при котором активизируются их вредные свойства.

В последнее время различные вредоносные компьютерные программы используются мошенниками для реализации своих корыстных побуждений. Подобные ситуации несут в себе явную угрозу как минимум двум объектам, охраняемым уголовным законодательством: общественным отношениям, связанных с защитой обеспеченного Конституцией РФ права собственности, а также общественным отношениям, обеспечивающим безопасность в сфере компьютерной информации.

По этой причине Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" установило: мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное посредством неправомерного доступа к компьютерной информации или посредством создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, требует дополнительной квалификации по статье 272, 273 или 274.1 УК РФ.

Таким образом, одно и то же преступное деяние может подлежать квалификации по как минимум двум статьям УК РФ одновременно. Для совершившего преступление лица это неизменно ведёт к более строгому наказанию, отражающему более серьёзный характер общественной опасности совершённого им деяния, угрожающего одновременно двум общественным институтам, находящимся под защитой государства.

Можно сказать, что в указанном случае проявляется один из методов государства в борьбе против преступности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий: квалификация преступлений по их совокупности выполняет превентивную, предупредительную функцию, препятствует возникновению у злоумышленников желания применить имеющиеся у них в распоряжении информационные средства для совершения различных преступлений.

Нововведения в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

С 1 июля 2022 года вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ, которые вносят изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Нововведения в сфере закупок отдельными видами юридических лиц:

  1. обязывают при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок;
  2. запрещают выступать членами комиссии по осуществлению закупок физическим лицам, имеющим личную заинтересованность в результатах закупки (в том числе подавшим заявки на участие в закупке, либо состоящим в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющимся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке); физическим лица, являющимся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки; а также физическим лицам, являющимся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
  3. обязывает членов комиссии по осуществлению закупок незамедлительно сообщать заказчику, принявшему решение о создании комиссии по осуществлению закупок, о выявления в составе комиссии по осуществлению закупок физических лиц, указанных в пункте выше. В таких обстоятельствах заказчик, принявший решение о создании комиссии по осуществлению закупок, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими нововведённым требованиям.

Схожие изменения затронули и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который в результате нововведений предписывает:

  1. Руководителям заказчика, руководителям контрактной службы, работникам контрактной службы, контрактным управляющим при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
  2. Не допускать участия в качестве членов комиссии физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, заявок на участие в конкурсе; физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки; должностные лица органов контроля, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок".

Следует так же отметить, что несмотря на исключение из перечня лиц, которые не могут быть членами комиссии по закупкам, упоминание о близких родственниках руководителя участника, уточняется, что заинтересованность физического лица устанавливают по критериям из Закона о противодействии коррупции. Это означает, что родственники руководителя участника по-прежнему не смогут быть членами комиссии.

Указанные поправки к указанным федеральным законам являются перспективными мерами в борьбе против такого коррупционного явления, как конфликт интересов.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-Фз «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» внесены следующие изменения

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-Фз «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» внесены следующие изменения:

статья 21: 4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

  1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Федеральным законом от 30.12.2021 N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" в примечание к статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2016, N 27, ст. 4256) внесены следующие изменения:

Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

  1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

  1. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

  1. Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
  2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо в полном объеме погасило задолженность по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.03.2022 N 38-ФЗ в статью 361 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения

Федеральным законом от 06.03.2022 N 38-ФЗ в статью 361 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения:

Заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, -наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений

Федеральным законом от 25.03.2022 N 63-ФЗ в статью 261
Уголовного кодекса Российской Федерации внесены следующие изменения:

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб, - наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Значительным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий десять тысяч рублей, крупным ущербом - пятьдесят тысяч рублей.

Утверждено положение о государственном контроле за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Третья прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах сообщает, что 20.11.2021 утверждено положение о государственном контроле за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2021 N 1983
"Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения", определен предмет государственного контроля - соблюдение его субъектами методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно-важных лекарственных препаратов.

Полномочия по осуществлению указанного Постановления возложены на должностных лиц Федеральной антимонопольной службы.

Постановлением также закрепляются виды мероприятий, проводимых при осуществлении государственного контроля, к которым относятся выездные и документарные проверки, проводимые на плановой и внеплановой основе.

Внесены изменения в подпункт «ж» пункта 8 статьи 263 Федерального закона от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» :

Федеральным законом от 01.04.2-22 № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в подпункт «ж» пункта 8 статьи 263 Федерального закона от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» :

Вместе с предложениями о кандидатурах политические партии представляют Президенту Российской Федерации по каждой кандидатуре:
ж) сведения о расходах выдвинутого лица, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход выдвинутого лица и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Внесены изменения в часть 4 статьи 81 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» :

Федеральным законом от 01.04.2-22 № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 81 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» :

Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, представленные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.

Проведена проверка соблюдения МБУ «Звездный» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Третьей прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения МБУ «Звездный» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При обследовании МКД по адресу: Московская область, г.о. Звездный городок, д. 44, установлены следующие нарушения:

- стены на л/к имеют частичное разрушение окрасочного и штукатурного слоя;

- в группе подъездов на вторых тамбурных дверях частично отсутствуют доводчики/пружины, частично сняты.

При обследовании МКД по адресу: Московская область, г.о. Звездный городок, д. 47, установлены следующие нарушения:

- в подъезде № 1 порог входной группы имеет частичное разрушение бетонного основания;

- в подъездах № 1, 2 на стенах выявлены наличие граффити, окраска и очистка от загрязнений не производится;

- на тамбурных дверях частично отсутствуют доводчики/пружины.

При обследовании МКД по адресу: Московская область, г.о. Звездный городок, д. 49, установлены следующие нарушения:

- отсутствуют резиновые уплотнители на входных дверях;

- входные двери частично имеют наличие граффити, выявлены участки загрязнения, дверь оклеена рекламной продукцией, отчистка не производится;

- на вторых тамбурных дверях частично отсутствуют доводчики/пружины.

При обследовании МКД по адресу: Московская область, г.о. Звездный городок, д. 64, установлены следующие нарушения:

- стены на л/к (1, 2, 3, 4 подъездов) имеют частичное разрушение окрасочного и штукатурного слоя;

- на стенах выявлены граффити, окраска и очистка от загрязнений не производится;

- на вторых тамбурных дверях частично отсутствуют доводчики/пружины.

Прокуратурой по указанному факту внесено представление об устранении нарушений закона.

Утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по факту совершения должностными лицами ЗАО «ПромСтройМонтаж» мошенничества

Третьей прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по факту совершения должностными лицами ЗАО «ПромСтройМонтаж» мошенничества, то есть хищения чужого имущества, путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, то есть преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ, при реализации муниципального контакта по благоустройству территории
г.о. Звездный городок 2012 года.

Уголовное дело по указанному преступлению направлено прокуратурой в Щелковский городской суд для рассмотрения по существу.

Лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, предоставляются дополнительные выходные дни.

В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1048
В частности, периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет документы:
— справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную бюро медико-социальной экспертизы;
— документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;
— свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом;
— справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся.
Родитель (опекун, попечитель) обязан извещать работодателя о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность за совершение правонарушений, связанных с незаконной охотой.

В настоящее время актуальной является проблема сохранности диких животных на территории Российской Федерации. На протяжении XX и XXI вв. в результате преследования человеком отдельные виды животных заметно сократились в численности либо были полностью истреблены. Важную роль в обеспечении сохранности диких животных оказывают административные, уголовно-правовые, гражданско-правовые средства защиты.
Уголовная ответственность за незаконную охоту в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, регулируются п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Объектом анализируемого состава преступления являются общественные отношения по охране и рациональному использованию диких животных, предметом – дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения, независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Объективная сторона заключается в незаконной деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В 2013 г. в УК РФ была введена ст. 258.1 "Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных".
При этом необходимо иметь в виду, что ст. 7.11 КоАП РФ предусмотрена также и административная ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольную уступку права пользования объектами животного мира или права на добычу. Объектом правонарушений являются общественные отношения, возникающие при реализации права государственной собственности на животный мир, в том числе при осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению животным миром. При этом, пользование объектами животного мира включает: изучение, исследование и иное использование в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтратов, получение продуктов жизнедеятельности (меда, воска диких пчел и прочего) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания или их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.
При этом государственные механизмы не ограничиваются лишь привлечением к уголовной и административной ответственности. Так, ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Возможность взыскания причиненного вреда также предусмотрена ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Новые требования к пожарной безопасности в лесах

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила пожарной безопасности в лесах и новые правила противопожарного режима.
Одной из новелл Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, является обязанность лесопользователей - юридических лиц и индивидуальных предприниматели, осуществляющих использование лесов или имеющих объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лиц, ответственных за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес проводить инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

Кроме этого, новыми правилами пожарной безопасности в лесах установлено, что со дня схода снежного покрова и до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

- использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках);

- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества);

- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

- засорять леса отходами производства и потребления.

Также новыми правилами пожарной безопасности в лесах установлены обязанности для граждан:

- соблюдать требования пожарной безопасности в лесах;

- при обнаружении лесного пожара сообщить о нем в специализированную диспетчерскую службу;

- принимать при обнаружении лесного пожара посильные меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;

- немедленно уведомлять органы государственной власти или органы местного самоуправления об имеющихся фактах поджога или захламления лесов.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, также закреплен ряд новелл.

Например, выжигание сухой травянистой растительности может проводиться в безветренную погоду при условии, что:
-        территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров (до 2021 года допускалось 25 метров) от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра (до 2021 года допускалось 1,4 метра);

-        на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим;
-        лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения.

Кроме того, с 2021 года в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.



Жилищные права несовершеннолетних

В соответствии с требованиями пунктом 2 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей, опекунов. Несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, которое может возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, в течение которого ребенок может быть вселен в жилое помещение, определенное родителями в качестве его места жительства. Непроживание детей в жилом помещении не может служить основанием для признания ребенка утратившим право пользования жилым помещением и выселения из него, поскольку ребенок не проживает в квартире по не зависящим от него обстоятельствам, являясь несовершеннолетним, он не может самостоятельно реализовать свои жилищные права. Данное положение закона распространяет свое действие и на жилое помещение, находящее в собственности одного из родителей в котором зарегистрирован несовершеннолетний ребенок. Как указано в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание, развитие своих детей, их обязанности заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.


Различия в краже имущества и его находки.

В соответствии со статьей 227 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, собственника вещи или другое известное ему лицо, имеющее право ее получить и возвратить.
Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший чужое имущество обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
Согласно статье 228 ГК РФ если в течение 6 месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу, в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший приобретает право собственности на вещь.

Также нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до 20 % стоимости вещи (статья 229 ГК РФ).

Понятие хищения раскрывается в примечании к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, под которым понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездные изъятие, обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
К тайному хищению чужого имущества (краже) относятся действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них.
В том случае, если указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.
Таким образом, находка, не влекущая последствий в виде административной или уголовной ответственности, предполагает потерю вещи собственником или иным владельцем, а также дальнейшее совершение нашедшим действий, направленных на возврат вещи собственнику или другому потерявшему ее лицу.
В противном случае лицу, не принявшему мер к возврату найденного, грозит административная или уголовная ответственность.

Усиление контроля за предоставлением отсрочек и освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. №131-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» урегулированы вопросы организации и проведения медосмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы.

Уточнены нормы о выборе врача и медорганизации военнослужащими.

Закреплены положения о выборе врача и медорганизации задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.

Ряд поправок касается контрольного медосвидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на службу по состоянию здоровья; граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их негодными к службе по состоянию здоровья; граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением.

Административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

В соответствии с ч. 9 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 70 до 200 тысяч рублей.
Согласно ч. 10 ст. 20.2 КоАП РФ перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Негативные последствия при работе без заключения трудового договора.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Неформальная занятость – вид трудовых отношений, основанных на устной договоренности, без заключения трудового договора.
Можно выделить следующие негативные последствия, которые несёт в себе неформальная занятость населения:
- правовая незащищённость работников, вовлечённых в неформальную занятость, которая предоставляет недобросовестному работодателю возможность не производить причитающиеся работнику выплаты при предоставлении отпуска, в случаях временной нетрудоспособности, получения трудового увечья, профзаболевания и т.д., более того, работа без официального оформления может быть чревата полной невыплатой заработной платы, непредоставлением отпусков, отсутствием пенсионных и иных гарантий;
- с доходов от деятельности в неформальном секторе не отчисляются налоги, не уплачиваются страховые взносы, поэтому бюджеты различных уровней и социальные фонды лишаются значительных средств, от которых напрямую зависит выполнение социальных программ (строительство дорог, социальных учреждений, медицинских и образовательных организаций) и обязательств перед населением (бесплатное медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение и социальное страхование).
Схожие негативные последствия возможны и в случае заключения так называемых гражданско-правовых договоров при фактически сложившихся трудовых отношениях.
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для работодателя предусмотрена административная ответственность, за полную невыплату заработной платы свыше двух месяцев и частичную невыплату свыше трех месяцев – уголовная.

За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия предусмотрена уголовная ответственность.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Статьей 243 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.
Этой же нормой закона предусмотрена повышенная ответственность за те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в Список Всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия.
За такие деяния Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание от штрафных санкций до 5 млн. рублей и до лишения свободы на срок до 6 лет.

Об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий.
Преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление или после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных в части 1 статьи 151 УК РФ (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством). Если указанные последствия не наступили по не зависящим от виновных обстоятельствам, то их действия могут быть квалифицированы по части 3 статьи 30 УК РФ и по статье 150 УК РФ либо статье 151 УК РФ. В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения. Действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по статье 150 УК РФ, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления. Совершение вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если указанные выше действия по вовлечению совершены с применением насилия или с угрозой его применения, то виновному грозит от двух до семи лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
В случае, если несовершеннолетний оказался вовлечен в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной виновному грозит от пяти до восьми лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Статьей 207 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 207 УК РФ заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок от 2 до 3 лет.
Такие деяние, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет (ч.2 ст. 207 УК РФ).
Крупным ущербом в рассматриваемой статье признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей.
Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 ст. 207 УК РФ заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти, наказывается штрафом в размере от 700 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от 6 до 8 лет.
Указанные деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок от 8 до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица подлежит взысканию материальный ущерб, связанный с выездом сотрудников полиции на место и проведением проверочных мероприятий. 

Ужесточена административная ответственность за продажу насвая, снюса и табачной продукции детям.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 278-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса), а также за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий (части 2 и 3 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Так, за оптовую или розничную продажу насвая, снюса установлен административный штраф на граждан до 20 тысяч рублей, на должностных лиц до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – до 150 тысяч рублей. Продажа несовершеннолетнему насвая, табачной продукции, снюса влечёт административную ответственность в виде штрафа на граждан в размере до 40 тысяч рублей, на должностных лиц - до 70 тысяч рублей, на юридических лиц – до 300 тысяч рублей. 

Какими транспортными средствами могут управлять несовершеннолетние.

В статье 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены ряд категорий и подкатегорий транспортных средств. Среди них перечислены категория «A» - мотоциклы; категория «M» - мопеды и легкие квадроциклы; подкатегория «A1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория «B1» - трициклы и квадроциклы.
Законодатель поставил в зависимость предоставление права на самостоятельное управление транспортным средством от ряда условий, к которым отнесен и возраст водителя. Для большинства существующих категорий и подкатегорий транспортных средств необходимо достижение совершеннолетия.
Однако с 16 лет возможно получить водительское удостоверение и законно сесть за руль мопедов и легких квадроциклов (категория «М») и определенных видов мотоциклов с ограниченными объемом двигателя внутреннего сгорания и мощностью (подкатегория «А1»).
В то же время несовершеннолетние по достижении 16-летнего возраста допускаются к учебной езде на дорогах при обучении вождению по управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» (п. 21.4 Правил дорожного движения).
Необходимо отметить, что вне зависимости от возраста водитель как участник дорожного движения обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования законодательства при управлении любым транспортным средством (п. 1.3 Правил дорожного движения).

О порядке отобрания детей в случае наличия непосредственной угрозы их жизни или здоровью.

Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав

В случае невыплаты зарплаты работник вправе не выходить на работу.

Статьей 142 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней работник вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
В период приостановления работы работник имеет право отсутствовать на рабочем месте. При этом работник обязан уведомить в письменной форме работодателя о приостановлении работы.
Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
При нарушении установленных сроков выплаты заработной платы, отпускных и (или) других сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить денежную компенсацию.
Задержка выплаты работникам заработной платы влечет административную и (или) уголовную ответственность работодателя.

Нецензурную лексику запрещено использовать в социальной сети.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 149-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», дополнен статьей 10.6, определяющей особенности распространения информации в социальных сетях.
Согласно внесенным изменениям, владелец сайта в сети Интернет или страницы в социальной сети Интернет, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей, обязан не допускать использование материалов, содержащих нецензурную брань, а также использование сайта или страницы в целях разглашения охраняемой законом тайны, распространения материалов террористического и экстремистского характера, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости.
В случае несоблюдения пользователями сайта или страницы указанных требований владелец обязан ограничить доступ к социальной сети и уведомить об этом пользователя. Лицо, чьи права были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований об ограничении доступа к социальной сети, вправе обратиться за защитой своих прав.
Помимо этого, в указанной статье определены требования к правилам использования социальной сети, а также обязанности органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.


Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Противодействие коррупции в значительной мере зависит от действенности мер, направленных на ее предупреждение. В российском законодательстве закреплен конкретный перечень обязанностей, ограничений и запретов, направленных на профилактику коррупции.
Кроме того, статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций вне зависимости от формы собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Соответствующие меры разрабатываются и принимаются организацией самостоятельно путем издания локальных правовых актов, проведения с сотрудниками разъяснительной работы, направленной на формирование негативного отношения к любым коррупционным проявлениям.
Кроме этого, работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Такое сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Ужесточена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации - склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Данная статья дополнена частью 4, которая устанавливает уголовную ответственность за совершение указанного деяния, в том числе с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет», в отношении несовершеннолетнего, если оно повлекло по неосторожности смерть двух или более потерпевших.
Виновные лица наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 230 УК РФ, отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.



Хищение с банковского счёта влечёт более строгое уголовное наказание.

Статьей 158 УК РФ установлена уголовная ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества. За совершение указанного преступления частью 1 статьи 158 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до двух лет.
Необходимо отметить, что тайное хищение денежных средств с банковского счёта, например, бесконтактным способом с использованием банковской карты при оплате покупки в магазине, либо путём введения пин-кода и получения денежных средств из банкомата, влечёт более строгое уголовное наказание, т.к. действия злоумышленника подлежат квалификации по пункту «г» части третьей статьи 158 УК РФ, как кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса). За совершение данного преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Применение данного подхода опосредовано складывающейся судебной практикой. 
Так, кассационным определением Верховного суда Российской Федерации от 14 мая 2020 года №58-УДП20-6 отменено постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 21 октября 2019 года, согласно которому действия Г. по хищению имущества Б. с использованием банковской карты бесконтактным способом, совершенные с 19 часов до 21 часа 05 минут 2 января 2019 года, квалифицированы по п. п. "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину, а также из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем).
Из материалов уголовного дела установлено, что осужденная, находясь в подъезде дома, у уснувшего на лестничной площадке потерпевшего похитила сотовый телефон и кошелек, находившийся во внутреннем кармане куртки. Придя домой, осмотрела похищенное, достала из кошелька деньги и банковскую карту, кошелек выбросила, после чего отправилась в магазин, где оплатила приобретенные товары, используя банковскую карту потерпевшего.
Отменяя постановление президиума Хабаровского краевого суда от 21 октября 2019 года Верховный суд Российской Федерации в кассационном определении указал, что потерпевший Б. являлся держателем банковской карты, имел счет в банке, на котором хранились денежные средства, а банковская карта выступала лишь в качестве инструмента управления денежными средствами, находящимися на банковском счете, и как установлено судом, Г. распорядилась находящимися на счете денежными средствами клиента банка - потерпевшего Б. путем списания их с банковского счета с применением похищенной банковской карты и телефона, в связи с чем вывод президиума Хабаровского краевого суда об отсутствии в действиях осужденной квалифицирующего признака совершения кражи - с банковского счета, является необоснованным.
В связи с указанными выше обстоятельствами уголовное дело передано на новое рассмотрение в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.


Расширена доступность государственных услуг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2021 № 373 расширен перечень государственных услуг, оказываемых по экстерриториальному принципу.
Теперь граждане могут обратиться в любое подразделение ПФР независимо от места проживания за справками об инвалидности, выписками из государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), а также с заявлениями о корректировке сведений на лицевом счёте и на парковку в специальных местах для водителей-инвалидов.
У организаций появилась возможность обращаться в любое управление Ростехнадзора для проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики.За разрешением на международную перевозку опасных грузов можно обратиться в любое подразделение Ространснадзора.

С 1 июля ПФР начнет прием заявлений на новые ежемесячные пособия беременным женщинам и семьям с детьми от 8 до 17 лет

Подать заявление можно будет на портале госуслуг или в клиентской службе Пенсионного фонда по месту жительства.

Новые выплаты будут предоставляться маме или папе, в одиночку воспитывающим детей 8 - 16 лет, а также женщинам, вставшим на учет в медицинскую организацию в ранние сроки беременности. Размер обеих выплат определяется в соответствии с прожиточным минимумом, установленным в каждом регионе. В случае с выплатой неполным семьям речь идет о 50 % прожиточного минимума ребенка, в случае с выплатой по беременности – 50 % прожиточного минимума трудоспособного взрослого.

Важным условием для получения пособий является размер дохода семьи. По правилам он не должен превышать прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации. Пособие назначается с учетом комплексной оценки нуждаемости.

Критерии для оценки нуждаемости и сроки рассмотрения заявлений будут определены после опубликования соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

С 1 июля 2021 года вступают в силу Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 604 от 16.04.2021

Формирование и ведение единого реестра осуществляются на русском языке в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Минэкономразвития России определяет направления развития единого реестра и обеспечивает согласование функциональных, технических и эксплуатационных требований к нему, а также осуществляет общее методическое сопровождение единого реестра совместно с его оператором (за исключением консультирования пользователей единого реестра).

Единый реестр включает в себя следующие сведения, в том числе:

проводимые контрольными (надзорными) органами мероприятия, профилактические мероприятия и специальные режимы государственного контроля (надзора);

принятые контрольными (надзорными) органами меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;

акты контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе размещенные акты в виде электронного образа (скан-копии) документов и (или) машиночитаемых документов.

Определены, в числе прочего:

порядок внесения сведений в единый реестр;

порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в едином реестре;

порядок функционирования и информационного взаимодействия единого реестра с иными информационными системами.

В приложении содержатся состав сведений и сроки их внесения в единый реестр.